Рынок контрактного менеджмента: прогнозы и статистика до 2032 года

6 сентября 2022

В ближайшие годы к использованию автоматизированных систем контрактного менеджмента перейдут множество компаний в России, догоняя общемировой тренд. Наибольшей популярностью будут пользоваться облачные решения – этот сегмент в IT растет быстрее всего. Собрали шесть основных прогнозов и показателей, которые определяет развитие рынка контрактного менеджмента в ближайшие годы.

1. Трехкратный рост рынка к 2030 году

Мировой рынок сервисов для контрактного менеджмента в 2021 году оценивался в 965 млрд долларов. К 2030 году, по прогнозам, он вырастет до 2940 млрд долларов, то есть более чем в 3 раза.

Тренд на цифровизацию затрагивает и российский рынок контрактного менеджмента. На недавнем заседании Ассоциации менеджеров была поднята актуальная тема современного управления контрактами. Почти все участники отметили, что цифровизация этого процесса — горячий тренд на ближайшее будущее.

Анастасия Шкарина, член правления Ассоциации менеджеров России:

— Управление контрактной работой претерпевает существенную трансформацию. В последнее время появились эффективные ERP-системы, системы электронного документооборота, конструкторы документов, альтернативные сервис-провайдеры, которые профессионально занимаются согласованием контрактов. Компании создают внутренние подразделения по управлению контрактами. Вдумчивое внедрение современных решений, создание эффективных алгоритмов работы с корпоративными договорами позволят сделать подготовку и согласование контрактов простой, быстрой и прозрачной, разгрузив как юристов, так и бизнес-подразделения от избыточной административной рутины.

2. Самый быстрорастущий рынок

Основная доля рынка ПО для контрактного менеджмента приходится на США, и это вряд ли изменится в ближайшие 10 лет. Тем не менее, самым быстрорастущим рынком считается Азиатско-Тихоокеанский, куда компания Precendence Research – авторы исследования – включает и Россию.

3. Решения для контрактного менеджмента становятся более доступными

Внедрение цифровых решений для контрактного менеджмента характерно в основном для крупного бизнеса (компании с числом сотрудников 5000+), однако аналитики уже сегодня отмечают тенденцию постепенного внедрения таких решений в других сегментах – SME и SMB.

Растущая популярность платформ с технической точки зрения обеспечивается распространением облачных решений, быстрых во внедрении и доступных финансово.

4. Здравоохранение – самый активный пользователь систем контрактного менеджмента

За рубежом программное обеспечение для управления контрактами активнее всего внедряется в сфере здравоохранения и фармацевтики. С 2015 по 2022 год эта область переживает настоящий бум развития и выхода на мировые рынки, связанный в первую очередь с цифровизацией отрасли.

За это время выручка от здравоохранения и медико-биологических исследований прирастала на 13,9 % в среднем каждый год. Организации данной сферы генерируют огромный объем данных и множество контрактов, связанных с продажей лекарств и медицинских устройств, а также клинических испытаний и сервисных соглашений для обслуживания большого количества медицинского оборудования. В связи с этим все больше компаний переходит к внедрению средств автоматизации контрактной деятельности.

Ожидаемый темп роста использования ПО для контракт-менеджмента в области здравоохранения и жизнеобеспечения оценивается в 12 % в течение прогнозируемого периода между 2022 и 2032 годами.

В России ПО для контрактного менеджмента уже несколько лет используют компании со специализацией в строительстве промышленных объектов, в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Однако выгоду от внедрения таких систем могут извлечь организации из любой сферы деятельности.

5. На 15,2 % каждый год растет популярность облачных решений для контрактного менеджмента

Экономия на IT-инфраструктуре за счет использования облачных решений может составить до 30 %. Помимо экономичности, еще один плюс облачных сервисов – существенное сокращение рисков из-за несвоевременного обновления стационарных приложений.

Популярность облачных решений (SaaS) в сфере контрактного менеджмента укладывается в общий тренд популярности облачных сервисов. Так, в 2021 году объем мирового рынка таких решений составлял 145 млрд долларов – на треть больше, чем годом ранее.

В России по итогам 2022 года участники рынка прогнозируют двукратный рост выручки в сегменте облачных сервисов. В условиях санкций облачные сервисы показывают себя как наиболее устойчивый к кризисам сегмент IT: для компаний арендовать сервера в большинстве случае выгоднее, чем вкладываться в собственную инфраструктуру.

Мировой тренд на внедрение SaaS-решений активно используется и в области контрактного менеджмента. Среднегодовой рост составляет 15,2 %.

6. ИИ в контрактном менеджменте сокращает затраты

По данным McKinsey, у 44 % компаний после внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы сократились затраты. Тренд на внедрение ИИ не обходит стороной и контрактный менеджмент. Это позволяет сократить время на анализ контрактов, проводить автоматическую сверку версий документов и их соответствие законодательству и внутренним регламентам компании, автоматически предлагать изменения в тексты новых договоров на основе договоров, уже заключенных компанией.

Пример из российской практики: компания из сферы нефтедобычи использует возможности ИИ на этапе исполнения договора. Искусственный интеллект анализирует текст договора, автоматически извлекает из него обязательства и заносит их в реестр обязательств в платформе для контрактного менеджмента. Это дает огромную экономию трудозатрат: вместо 22 часов, которые специалисты в среднем тратили на один договор при ручной обработке, это занимает всего несколько минут при том же качестве результата.

Подробнее о том, как искусственный интеллект и другие передовые IT-технологии оптимизируют контрактный менеджмент, читайте в этой статье.

Контрактный менеджмент сегодня и в обозримом
будущем

Внедрение облачного сервиса – это, по сути, только проектирование работы и выбор нужных модулей, а затем обучение сотрудников. Устанавливать приложения на компьютеры и другие устройства не требуется.

Ну а в плане использования обычно нет особых различий между коробочной и облачной версией продукта для контрактного менеджмента: сложной графики и ресурсоемких процессов они не предполагают. И из браузера, и с компьютера пользователя интерфейсы грузятся примерно одинаково и представляют собой рабочие окна похожего вида.

Таким образом, победу в сравнении со счетом 4:1 одерживают облачные решения для контрактного менеджмента.

Что учесть при выборе решения для управления контрактами

1. Рынок ПО для контрактного менеджмента вырастет втрое к 2030 году по сравнению с 2021. Автоматизация управления договорами – яркий мировой тренд, который продолжит набирать обороты.

2. Контрактный менеджмент сейчас используется в основном в крупных корпорациях (с числом работников от 5000 тыс. человек). В течение 10 лет он получит распространение также в сегментах SME и SMB.

3. В России преимущества автоматизированного контрактного менеджмента уже ощутили компании из сферы строительства промышленных объектов, а также добычи и переработки полезных ископаемых. Однако подобные системы могут принести выгоду бизнесу из любой сферы.

4. Быстрее всего на рынке ПО для контрактного менеджмента растет сегмент облачных сервисов. Для компаний-клиентов они удобны и быстры во внедрении и позволяют экономить на IT-инфраструктуре.

5. Платформы для контрактного менеджмента на основе инструментов искусственного интеллекта позволяют оптимизировать работу по управлению договорами: сокращают временные затраты, избавляют специалистов от выполнения рутинных операций.